środa, 1 lutego 2012
КУХНЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
КУХНЯ ЕГИПТА ВО ВРЕМЕНА ФАРАОНОВ Что и как ели древние египтяне
История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток — от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, — до четвертого столетия нашей эры, заканчиваясь римским периодом.
В течение этой эпохи Египтом правили тридцать династий фараонов, имена многих из них широко известны и неспециалистам — Аменхотеп, Тутмос, Тутанхамон, Рамзес, хотя такие (и иные) имена носили, как правило, несколько правителей, различаясь «номерами»: Аменхотеп II, Тутмос IV, Рамзес IX и т.п.
От египетской цивилизации сохранилось гораздо больше материальных памятников, чем от Греции, Рима и даже средневековой Европы. Это объясняется, с одной стороны, климатом Египта, а с другой — желанием древних египтян сохранить тела своих умерших и все необходимое для загробной жизни.
Но не следует думать, будто они были мрачными людьми и жили под страхом неизбежной смерти. Напротив, судя по той материальной культуре, что сохранилась после них, они были скорее веселыми материалистами, которые любили жизнь и вовсе не спешили с ней расстаться.
Именно полнота наслаждения земными благами заставляла стремиться к их сохранению в загробной жизни. Для этого на настенных фресках и в гробницах изображались сцены из жизни покойного, например, на гробнице знатного придворного можно видеть прием гостей на великолепном пиру, где играют музыканты и рабы обносят гостей изысканными блюдами и винами.
Но кто должен пользоваться земными благами в загробной жизни? Материальная оболочка усопшего. Так возникла мысль о необходимости сохранения тела, откуда развилось искусство бальзамирования. В средние века, например, врачи свято верили, что растолченная в порошок египетская мумия обладает чудодейственными свойствами.
Вот один из подобных рецептов: мумию следует сначала растолочь в порошок, затем смешать с растительным маслом до консистенции благовонного умащения или целительного бальзама. После этого лекарство готово и им можно исцелять переломы или растяжения связок, а также воспаления, плевриты и легочные болезни.
При этом, однако, не всякая мумия пригодна для этих целей. Мумия должна быть как можно менее блестящей, очень черной и с приятным запахом.
Вера в необходимость сохранения тела лежит в основе всей египетской религии. А поскольку тело остается нетленным, его следует обеспечить всеми необходимыми материальными благами — предметами первой необходимости, одеждой и пищей.
Что же ели древние египтяне?
ПИЩА И СПОСОБЫ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Египетская земля была плодородной, но урожай зависел от степени разлива Нила — за слишком слабым или слишком сильным разливом следовал недород. Поэтому фараоны обязаны были создавать запасы провизии, хотя часто этим пренебрегали.
Иногда наступал неурожай, продукты становились на вес золота, а бандиты врывались в храмы и дворцы, грабя и убивая людей. Но в урожайные годы египтяне питались хорошо.
При фараонах Сети I и Рамзесах продуктов было изобилие. На храмовых рельефах и на росписях в гробницах изображены богатые приношения, люди, несущие горы провизии или ведущие тучные стада.
В Большом папирусе Харриса, где ведется рассказ о щедрости Рамзеса III в отношении к храмам и богам, провизия как приношение упоминается почти так же часто, как золото, одежда и благовония. Это говорит о том, что египтяне были большими чревоугодниками и не забывали о еде при любых обстоятельствах.
Основу питания богатых египтян составляло мясо. На стенах гробниц часто встречаются изображения боен и стад животных, предназначенных на убой.
Ведущее место среди них занимали «иуа» — африканские быки. Это были крупные, мощные животные с большими рогами. Их специально откармливали до огромных размеров и веса. И когда бык уже почти не мог ходить, его вели на убой.
Специальные служители принимали только здоровых животных и проверяли качество мяса после убоя.
В эпоху «молодости» Древнего Египта (III тысячелетие до н. э.) часть мяса добывалась охотой на животных пустыни. Египтяне охотились на газелей и антилоп, причем часто их ловили живьем, чтобы затем попытаться приручить и одомашнить. Со временем этот вид животноводства утратил свое значение, так как развилось скотоводство.
Но дикие животные продолжали играть важную роль в ритуале жертвоприношения. Так, известно, что Рамзес III направил в пустыню своих охотников, чтобы добыть антилоп — ориксов. За время своего царствования он пожертвовал в великий храм Амона 54 орикса, одного дикого буйвола и 81 газель.
Египтяне разводили и потребляли большое количество домашней птицы. В Большом папирусе Харриса перечислены сотни тысяч голов. Если в перечне даров упомянуты 3029 четвероногих домашних животных, то птиц — 126250: 57810 голубей, 25020 диких водоплавающих, пойманных в сети, 8394 гуся, 4060 кур-несушек, 160 журавлей и около 20 тысяч перепелок.
Журавлей откармливали на птичьей ферме. Кстати, египтяне различали четыре вида журавлей и пятнадцать видов гусей и уток. Но разводили только те виды, которые были наиболее выгодны.
На диких быков египтяне охотились с помощью прирученных львов. На гиппопотамов охотились с гарпунами. Птиц ловили ударной сетью. Рыбу ловили вершами, расставляя их в воде и собирая с папирусной лодки.
До эпохи Нового царства (II тысячелетие до н. э.) рыба не значилась в меню усопших, вероятно потому, что в некоторые периоды запрещалось ее употреблять. А вообще, египтяне спокойно ели рыбу даже в храмах. В городе Танисе есть гранитный барельеф, где двое бородатых мужчин несут стол, с которого свешиваются огромные лобаны.
В упомянутом папирусе Харриса среди провизии, доставленной в храмы Фив, Она и Мемфиса, значится 441 тыс. штук рыб — лобанов, нильских кларий, мормиров, крупных хромисов, латесов и «нильских окуней», столь больших, что каждую рыбу несли двое мужчин.
Немало свидетельств осталось о потреблявшихся древними египтянами овощах. В годовом календаре Мединет-Абу упоминается лук и порей, которые были известны с незапамятных времен. Высоко ценился чеснок. Геродот писал, что рабочие, строившие пирамиду Хеопса, получали лук, чеснок и редис.
В фиванских гробницах были найдены связки чеснока. Фараон Рамзес III щедро раздавал чеснок и бобы храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке Египта. В гробницах были найдены бобы, горох и нут — турецкий горох.
В домашних огородах египтяне выращивали салат (латук). Он считался растением бога Мина — бога плодородия (земли, скота, людей). Древние обратили внимание, что латук возвращает женщинам плодовитость, а мужчинам — половую силу, и поэтому употребляли его в больших количествах, в сыром виде с растительным маслом и солью.
Как ни странно, в те далекие эпохи жители Египта не были знакомы с апельсинами, лимонами и бананами.
В поздний римский период (первые столетия н. э.) появились груши, персики, вишня и миндаль. Зато всегда они лакомились виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора. Как лекарственное средство употреблялись орехи дум-пальмы.
Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Хорошие урожаи приносили многочисленные яблони, оливковые и гранатовые деревья.
Настоящим лакомством считалось молоко. Для его получения египтяне содержали и доили коров. Молоко хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Были распространены и молочные продукты — сливки, масло и творог. Сливочное масло использовали и для приготовления косметических и лечебных кремов.
Довольно много употребляли египтяне соли, добавляли ее в диетические блюда и снадобья.
Для подслащивания пищи или напитка использовали мед или плоды рожкового дерева. Поиском и сбором диких пчел занимались специальные люди, которых иногда для безопасности сопровождали лучники фараона.
Однако египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник отгонял пчел руками и извлекал соты. Мед хранили в больших запечатанных каменных сосудах.
Любопытно, но по данным новейших археологических исследований, самыми привилегированными среди древнеегипетских работников были строители пирамид. Они работали на строительстве, в среднем, по 2 года (подобно современному призыву в армию), все это время жили в благоустроенных жилищах неподалеку от стройки и обеспечивались прекрасным питанием, включавшим и большое количество мяса. В случае смерти, захоранивались с большими почестями. Другие простые египтяне ели мяса гораздо меньше.
ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Главную роль в тепловой обработке пищи играли переносные глиняные печи цилиндрической формы, высотой около метра, с дверцей в нижней части для подачи воздуха и выгребания золы, с решеткой или прутьями внутри, на которые клали топливо. Наверх ставили котел с двумя ручками различной формы и размера, иногда даже большего, чем сама печь.
Иной раз обходились и без печи. Повар ставил котел на три камня, а под ними разводил костер из углей и дров.
Уголь использовался древесный, ибо каменного угля в Египте нет, равно как и в соседних странах. Из сохранившихся документов следует, что древесный уголь был ценным товаром. Переносили его в мешках и корзинах.
Для разжигания огня жители Египта пользовались так называемыми «огневыми палочками». Они были редким товаром, и даже крупные храмы получали в месяц не более шестидесяти палочек, то есть по две в день. Приспособление для разжигания огня состояло из двух частей: палочки с заостренным концом и утолщенным основанием и стаканчика. Материал для него привозили из южных стран, и поэтому он был доступен только для богатых семей.
Кухонная утварь состояла из котлов, тазов, кувшинов и глиняных мисок, а также сумок, мешков и корзинок для провизии. Для разделки мяса и рыбы и обработки овощей пользовались столами на трех или четырех ножках; кроме них, были низенькие столики для готовки сидя на корточках, а также козлы, на которых подвешивали мясо и птицу.
Существовало два способа приготовления пищи на огне. Они обозначались глаголами «песи» и «ашер».
Первый, «песи» — «кипятить», «варить» — относится к молоку и мясу. Находили изображения стоящего на очаге глубокого котла, из которого выглядывали кусочки мяса. Нам неизвестно, как подавали египтяне вареное мясо: кусками или рубленное с овощами и приправами, или же клали в лепешки или делали из мяса что-то вроде рубленых бифштексов или котлет, много позднее столь популярных в Древнем Риме.
Для приготовления различных блюд широко использовались масло, сливки, гусиный и говяжий жир.
В гробнице визира Рехмира, главного государственного чиновника при фараоне Тутмосе III (середина 2 тысячелетия до н. э.), изображена его кухня, где на очаге стоит котел, слишком мелкий для варки супа. Надпись гласит, что повар льет туда жир; при этом его помощник помешивает содержимое котла чем-то на длинной ручке, вероятно, поварской ложкой. По-видимому, здесь изображено или приготовление рагу, или обжаривание чего-то во фритюре — более точно по картинке не определить.
Другое слово — «ашер» — означает «жарить». Ощипав и выпотрошив гуся или утку, повар отрубает голову, лапы и кончики крыльев, надевает птицу на вертел и держит ее на вытянутых руках над низкой печкой. Так жарили не только птицу, так как особо приготовленный кусок мяса тоже назывался «ашер» — «жаркое». Его тоже жарили на вертелах.
Свидетельства о том, как ели египтяне рыбу и птицу, можно найти у Геродота. Он писал, что рыбу употребляли либо в сыром виде, либо вялили ее на солнце или солили в рассоле. В соленом же виде ели перепелок, уток и мелких птиц. Рыбу и птицу всех иных пород, кроме почитаемых священными, употребляли в вареном или жареном виде.
Большое количество соленой выпотрошенной, а также свежей рыбы отправлялось в храмы. Туда же посылали живую птицу, иногда целые тушки птиц, которые быстро съедались, а иногда, разделанные и вяленые, хранились длительное время.
В Древнем царстве (2778 — 2263 гг. до н. э.) насчитывалось не менее пятнадцати видов хлебных изделий. Немало их было и в более поздние времена. Они отличались друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и десятками добавок в тесто: молоко, мед, фрукты, яйца, жир, масло и т.п.
Учитывая, что до нас дошло далеко не все, существовавшее в Древнем Египте, можно сделать вывод о значительном богатстве и разнообразии древнеегипетского хлебопекарного ассортимента.
Это неудивительно — приготовление различных мучных изделий древнейшее из кулинарных искусств человечества, появившееся еще в древнем каменном веке, а то и раньше, и совершенствовавшееся в течение многих тысячелетий.
От древних египтян до наших дней прошло много меньше лет, чем от появления мучных изделий в рационе людей до возникновения Древнего Египта. И все эти многие тысячелетия миллионы изобретательных древних поваров постоянно совершенствовали и умножали свои кулинарные рецепты, методы приготовления.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ ИСТОРИИ ПИТАНИЯ
Надо учитывать, что не столь глупы и неумелы были наши древние предки, как иногда хочется себе представить, и не столь мудры и совершенны мы, их ныне живущие отдаленные потомки.
Людей в те времена было мало, а ресурсы еды в тогда безграничной окружающей природе были множественны — в этом нашим древним предкам можно лишь позавидовать.
И еду в древние времена готовили из полноценных исходных продуктов, а не из неизбежных в нашем перенаселенном мире всяких химических присадок и добавок Е.
К примеру, когда на малонаселенных землях Америки появились первые европейские поселенцы, один подросток с палкой в руках, отойдя на сотню метров от поселения, мог за 20 минут набить диких индюшек на плотный ужин 15-20 взрослых человек. Основные труды сводились к ощипыванию этих индюшек и их приготовлению. И один проход небольшим бреднем в реке или в озере давал столько рыбы, что и не съесть — из сетки выбирали лучшую, остальное вытряхивали обратно в воду. Для запаса корма своим собакам сушили даже не рыбу, а лососевую икру — она нравилась собакам несколько больше.
В условиях тогдашней ненарушенной окружающей природы остаться голодным мог только самый ленивый. Ныне такое, в т.ч. и в Америке, да и в нашей России, некогда избыточно богатой дичью и рыбой, стало уже невозможно. Химизация сельского хозяйства, промышленные стоки предприятий сделали свое недоброе дело.
Некогда москвичи ловили здоровенных осетров и стерлядь в Москве-реке прямо рядом со своим домом — все реки волжского бассейна были богаты осетровыми.
Последняя рыболовецкая артель на Оке закрылась в конце 1950-х — к тому времени рыба в реке от мощных промышленных стоков большей частью передохла, ловить оставшуюся мелочь стало невыгодно. И пока еще остающаяся в Волге отравленная стоками немногочисленная рыба более ядовита, чем полезна в питании. Что касается нынешнего браконьерства — никакие браконьеры не могли бы уничтожить даже малую часть той рыбы, что была отравлена предприятиями или уничтожена построенными ГЭС.
Как показали новейшие исследования, древние люди в каменном веке тратили на обеспечение себя всем необходимым для жизни не более 4 часов в день, остальное время занимались своими развлечениями, занятиями с детьми, танцами, украшениями и изобретениями чего-то новенького. Ныне многие люди тратят на работу по 9 часов в день и больше, а с учетом времени на дорогу — по 10-12 часов, при этом некоторые все равно не сводят концы с концами и, потому, не всегда ложатся спать сытыми. Да и своих детей видят по 1-2 часа в день.
Но, вернемся в Древний Египет.
Мука у египтян была трех видов: ячменная — «ит», из полбы — «бедет» и пшеничная — «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше.
Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол.
Египетская мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верхним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и вперед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в нижнее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. Процесс сопровождался пением рабочих: «Да ниспошлют все боги этой земли моему хозяину силу и здоровье!»
Муки готовили ровно столько, сколько необходимо было на дневную выпечку. Над очагом расставляли конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Огонь раздували веером. Когда формы достаточно прогревались, их переворачивали, устанавливали на доску с круглыми отверстиями и наполняли тестом, замешанным на дрожжах или опаре. Затем формы закрывали и ставили на очаг.
Когда хлебы испекались, их извлекали из форм, тут же пересчитывали и записывали результат, ибо счет всего вокруг был любимым занятием египтян. После этого полные корзины хлеба относились хозяину. Описанный способ выпечки хлеба был распространен в период Древнего царства.
Позднее, в эпоху Нового царства (1580 — 1085 гг. до н. э.) способ оставался прежним, но появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов.
Заканчивая разговор о продуктах питания, посмотрим; что пили жители Египта. Их национальным напитком было пиво. Его пили везде — Дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Пиво готовили из ячменя либо из пшеницы с финиками. Использовались формы, похожие на формы для выпечки хлеба, только больших размеров, а также корзины и глиняные кувшины и тазы.
Сначала выпекали хлебы. Вокруг печи расставляли пирамиды форм, как в пекарне. Одновременно замешивали особое тесто, которое называлось «уаджет» — «свежее». Его заливали в нагретые формы и держали в них до того момента, когда хлебы покрывались золотистой корочкой. Надо было следить, чтобы в середине они оставались сырыми.
Эти недопеченные хлебы крошили в большом тазу и заливали сладким соком фиников. Полученную массу перемешивали и фильтровали. Вскоре жидкость начинала бродить. Ее разливали по кувшинам, накрывали тарелочками и запечатывали гипсом.
Перед употреблением пиво переливали в кружки объемом от одного литра до двух. Любители пива пили его из каменных, фаянсовых или металлических чаш.
Усопшему фараону, согласно надписям в его гробнице, обещали хлеб, который не зачерствеет, и пиво, которое не закиснет.
Не менее любимо египтянами было и вино. Торговля вином процветала. В одном из документов времен фараона Рамзеса II упоминается прибытие трех судов с 1500 кувшинами вина, 50 кувшинами напитка «шедех» и 50 кувшинами напитка «наур». Есть основания считать, что первый был из граната, а второй — типа ликера.
На найденных остатках винных кувшинов имеются многочисленные надписи, указывающие на происхождение и качество вин. Большинство виноградников находилось в восточной части Дельты. На качество вина указывают надписи типа: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», либо просто «сладкое вино».
Вероятно, «сладкое вино» — это молодое вино, а «третий» и «восьмой раз» означают вино третьего и восьмого разлива. Частые переливания были необходимы для того, чтобы уберечь вино от закисания. Другой способ заключался в кипячении.
ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Древние египтяне ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, на котором стояли блюда с мясом, птицей, овощами, фруктами, иногда разложенными на ломтях конических хлебов. Дети сидели на подушках или циновках на полу.
Завтракала египетская семья по отдельности. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. Его завтрак состоял из хлеба, пива, мяса и пирога. Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета.
На росписи, найденной в Фивах, служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руках зеркало. Рядом с ней столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами. В состав обеденного стола входили мясо, птица, овощи и фрукты по сезону, хлеб, пирожки и, само собой, пиво в изобилии.
Поскольку климат Египта жаркий, то забить быка могли только те, кто способен был съесть его за три-четыре дня: в противном случае мясо протухло бы. Ясно, что это были крупные вельможи, имевшие множество слуг и устраивавшие пиры для многих гостей.
В самом конце дня был легкий «ужин», после которого египтяне еще беседовали час или два, а затем ложились спать.
Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пиры, на которые он созывал своих многочисленных друзей или родственников. На рельефах египетских гробниц часто встречаются сцены застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Пирам предшествовала большая подготовительная работа — покупки в лавках, хлопоты в доме и на кухне.
Забивали быка, расчленяли его тушу и сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушеное мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Расставляли кувшины с пивом, вином и ликерами. В корзинах и на подставках пирамидами лежали разнообразные плоды.
При этом продукты тщательно укрывались от пыли. Доставали из шкафов золотые и серебряные кубки, вазы и расписную посуду. В сосудах из пористой глины охлаждалась вода.
мК моменту приезда гостей собирались музыканты, певцы и танцоры, а привратники стояли у дверей. Знатных гостей встречал сам хозяин у входа и провожал через сад. Так же поступали жрецы, если в храм прибывал фараон.
Случалось, что хозяин ожидал приглашенных в гостиной, как фараон в своем зале приемов. В таком случае гостей встречали слуги, которыми руководил привратник в праздничной одежде и с жезлом в руках. Слуги подходили к вознице и указывали место, куда следует поставить колесницу.
В сопровождении рабов — мужчин и женщин — гости направляются к дому. При входе в зал для приемов их встречает еще большее количество рабов и служанок. Мужчины-слуги одеты в белые накрахмаленные короткие юбки, на девушках нет почти никакой одежды, кроме небольшого куска материи, обернутого вокруг бедер, ожерелий, ручных и ножных браслетов из разноцветных бусин. Они вручают каждому гостю по цветку лотоса и обносят всех лакомствами и кубками вина или пива.
Постепенно прибывают гости. Стройные мужчины и элегантные женщины одеты в безупречные одежды из гофрированного льна. На головах — тяжелые черные парики, обрамляющие их лица. Знакомые и друзья приветствуют друг друга.
Египтяне обожали комплименты и лесть и были большими мастерами этого тонкого искусства.
На одном из папирусов эпохи Рамзесов приведен образчик такого рода:
«Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке — сирийские жеребцы... Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками... Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали — не существует».
Примерно так приветствовали и хозяина, устраивавшего пир. Он мог ответить просто «Добро пожаловать!» или «Хлеб и пиво!» или более витиевато:
«Жизнь, здоровье, могущество! В милости Амона-Ра, царя богов! Я молю Ра, Харахти, Сетха, Нефтис и всех богов и богинь нашего сладостного края. Да ниспошлют они тебе здоровье, да ниспошлют они тебе жизнь, чтобы я видел тебя и мог обнять тебя моими руками!»
После окончания церемонии приветствий и пожеланий гости переходят из приемного зала в другой, где в определенном порядке расставлены золотые и инкрустированные бирюзой, сердоликом и лазуритом кресла с высокими резными спинками для наиболее знатных гостей.
Остальные, рангом пониже, рассаживаются на табуретках с перекрещенными ножками или на обычные — с прямыми, а также на подушки или циновки, разложенные на полу.
Мужчины садятся по одну сторону, женщины — по другую, поправляя при этом узкие юбки и приводя в порядок завитые парики. Впрочем, по желанию гость может оставаться рядом со своей женой.
Девушки-рабыни надевают на гостей гирлянды и кусочек благовонного жира или колпачок с ароматным маслом, которые клали на парик. Служанки всегда были молоды и красивы, а праздничные одеяния открывали и подчеркивали их естественные прелести.
Наступает момент подачи блюд. Тут есть все и на самый взыскательный вкус. Гости принимаются за еду. Вдоль стен зала стоит множество небольших столов с жареным мясом, курами, утками, голубями, различными овощами и хлебом разнообразной формы.
На металлических подносах стоят кувшины с вином, на которых указан возраст вина для предпочтительного выбора каждым из пирующих.
Рабы и рабыни подают гостям деликатесы, которые те едят руками, а ножами пользуются только для разрезания мяса. Чаши для ополаскивания рук и салфетки передаются по кругу, чтобы гости могли смыть жир со своих рук.
Египтяне очень любили музыку. Эта страсть родилась в незапамятные времена, когда еще не было музыкальных инструментов и слушатели поддерживали певцов, отбивая такт ладонями. В эпоху пирамид появляются флейта, арфа и гобой. Они звучали как поодиночке, так и вместе в любой комбинации. Ритм отбивался хлопаньем в ладони.
Начиная с эпохи Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) и под влиянием культуры соседних народов музыкальные инструменты претерпевают существенные изменения. Арфы становятся крупнее, количество струн удваивается; появляются небольшие переносные арфы, средние по размеру с подставкой и большие, настоящие произведения искусства, с нанесенным на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными позолоченными головками наверху или у основания.
Были и другие музыкальные инструменты — двойная флейта, лютня, барабан. Последние делали круглыми или квадратными, а использовались они чаще на народных и религиозных праздниках. То же самое относится и к еще двум инструментам — трещоткам и систрам.
Систр хатхор представлял собой голову Хатхор — богини любви, музыки, веселья, танцев и пирушек — на ручке. Вместо рогов на уборе Хатхор были длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали из него звон, поддерживавший ритм танца или голос певца.
Пиры египтян непременно включали насыщенную музыкальную программу. Музыканты в одинаковых белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр пиршественного зала. В руках они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны.
Рассаживались они на полу и начинали играть — сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм.
Пели песни в честь бога Амона-Ра:
«Твое совершенство во всех сердцах. Птах создал это собственными руками... Каналы вновь наполнились водой. Земля залита его любовью», — пел один певец.
Второй продолжал: «Это счастливый день, день, когда думают о совершенстве Амона. Какая великая радость — вознести ему хвалу до самых небес!»
Благодаря богов за счастье жизни, египтяне прекрасно осознавали, сколь короток их век. Поэтому следует сполна воспользоваться этим прекрасным днем, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились!
Об этом гостям напоминает арфист: «Со времен бога проходят тела и поколения приходят на их место. Ра восходит утром, Атум заходит в Ману (запад), мужчины оплодотворяют, женщины зачинают, все носы вдыхают воздух, но утром их дети уходят к их местам [умирают]! Проведи же счастливый день, о, жрец!..»
Другой арфист рассказывает пирующим о тщетности всех усилий человека избегнуть смерти (сравните с нашим русским «сколько веревочка ни вейся, а будет конец»). Египет во времена Рамзесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами.
Но пели не только о богах и мимолетности радостей короткой жизни. Представим себе, что арфисты, окончив песни, уходят, и появляются молоденькие девушки-музыканты в коротких юбках с бахромой и бусами на шее.
За ними выходят танцующей походкой юноша и девушка. Юноша, подойдя к девушке, опускается перед ней на колени, вытянув руки. Девушка делает вид, будто хочет убежать. Тогда он поворачивается к ней спиной и прячет лицо в ладонях. Она легкой походкой возвращается к нему. Он поворачивается к ней, встает и начинает петь. Девушки-музыканты аккомпанируют ему на флейтах и лирах.
Эти песни подвыпившие и расчувствовавшиеся гости слушали с большим вниманием, сопереживая лирическому герою и дополняя вызванные искусством благие эмоции возлияниями и закусываниями.
Еще одним «номером» «концерта» могло быть выступление танцовщиц. Они (или она) выступали в сопровождении полуобнаженных девушек-музыкантов, одетых в короткие льняные одежды, а грудь, руки и щиколотки их украшали бусы. Одни играли на тамбуринах, другие — на лютнях, сопровождая танец пением.
В период Позднего царства (715 г. до н. э. — 332 г. до н. э.) на пирах богачей появился любопытный обычай. По окончании трапезы хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца (изображавшей мумию).
Хозяин показывал такую фигурку каждому гостю и говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!»
Следует сказать, что порой пирующие столь охотно внимали этим предупреждениям, как и песням арфистов о бренности бытия, что нередко пир превращался в безудержную попойку — и в те времена глубинные основы человеческого поведения на пирах не слишком отличались от нынешних. Это можно видеть в сценах пирушек, где изображены обожравшиеся и перепившиеся гости, которых рвет, а соседи заботливо поддерживают головы ослабевших пьяниц. Впрочем, это не считалось серьезным проступком.
Вот так (или примерно так) проходило веселое пиршественное застолье состоятельных египтян в глубокой древности.
ПИТАНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА
Рацион ежедневного питания жрецов Древнего Египта, составлявших высший слой общества, был крайне нездоровым и напоминал еду из современных "Макдональдсов". Подобная диета вызывала у жрецов сердечно-сосудистые заболевания.
К такому выводу пришли британские ученые из Манчестерского университета на основании анализа мумий жрецов и надписей из древнеегипетских храмов. В них перечислялись продукты, которые обычно приносились в жертву богам, а потом съедались служителями культа и членами их семей.
Ученые исследовали 22 мумии, которые, судя по надписям на саркофагах, принадлежали жрецам. У 16 из них ученым удалось найти следы кровеносных сосудов и исследовать их. У девяти мумий сосуды оказались забиты отложениями кальция, что является признаком атеросклероза, возникающего вследствие нарушения жирового обмена. Это говорит о том, что покойные ели пищу с высоким содержанием насыщенных жиров.
Согласно древнеегипетским обрядам, статуям богов трижды в день приносились дары в виде продуктов питания. После окончания церемоний жрецы уносили продукты домой, где съедали их за семейным столом.
Судя по надписям, в жертву богам приносилась высококалорийная пища, которая особенно ценилась. В "рационе" египетских богов (потребляемом их служителями) было много жирного мяса, в частности гусятины, хлеб, испеченный с добавлением животного жира, яиц, масла, а также сладости, приготовленные в масле и с добавлением жиров.
Значительная часть дарственной богам пищи была крепко соленой, так как соль обильно использовалась для консервации продуктов в условиях египетской жары, и для пищи богов дарители соли не жалели.
Кроме того, богам обильно жертвовались алкогольные напитки, так что выпивали египетские жрецы явно много больше безопасной нормы, рекомендуемой современной наукой.
Учитывая столь нездоровую диету, ученые считают неудивительным, что представители древнеегипетской элиты, несмотря на свое богатство, жили недолго – по 40-50 лет.
При этом бедные крестьяне в Древнем Египте питались здоровее – их рацион был, в основном, вегетарианским на основе злаков, овощей, фруктов и зелени, что весьма полезно в условиях долгой египетской жары. Кроме того, их жизнь была связана с физическим движением. Потому, зачастую, крестьяне и ремесленники жили дольше своих высокопоставленных повелителей.
Впрочем, среди фараонов, высокопоставленных чиновников и жрецов иногда, пусть и редко, тоже случались долгожители, но это было более исключением, чем правилом.
Великая философская проблема, что для человека важнее – постоянное соблюдение всяческих разумных ограничений, приводящее к здоровому долголетию, или всемерное наслаждение благами быстротечной жизни – человечеством не решена и до сих пор.
И что приятнее – прожить 40 лет в неограниченной пиршественной радости или 80 лет в здоровом труде с тяпкой в руках на свежем воздухе на плантации – и ныне каждый волен решать для себя сам.
Subskrybuj:
Komentarze do posta (Atom)
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz